Версия для слабовидящих
Прослушать музыку

История

ИСКУССТВО, ПРОНЕСЕННОЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА

Кабардинцы и балкарцы всегда почитали красоту, считая ее неотъемлемой частью любого предмета. Подручный материал – камень, дерево, металл, шерсть, кожа, лоза, камыш – не только в немалой степени определял утилитарные качества изделий, но и подсказывал характер образности. Плюс природная красота его, которую обязательно старался выявить мастер. Так создавались своеобразные художественные традиции ДПИ кабардинцев и балкарцев, которым принадлежит заметное место в культуре народов Северного Кавказа.

Далеко за пределами Кавказа славились изделия оружейников.

Сдержанность и изящество присущи ювелирным изделиям кабардинцев и балкарцев, которыми украшались женская одежда, оружие, конская сбруя, женские и мужские пояса, знаменитые газыри, женские нагрудники, шапочки.

Высокое благородство пластики и декора характерно для изделий из дерева:  домашней посуды (чашек, ложек, черпаков),  а также мебели, музыкальных инструментов.

Художественная обработка камня была распространена в виде намогильных, придорожных памятников, коновязей, наиболее ранние из которых датируются 12-13 вв. Позднее широко распространились антропоморфные стелы, в которых мастера использовали разные виды орнаментов в сочетании с декоративными надписями.

Высокими художественными достоинствами обладал традиционный костюм кабардинцев и балкарцев. Наиболее ярко принципы покроя и декорирования проявились в знаменитых бурке, черкеске, башлыке и менее известных – каптале, женском платье с нарукавниками, шапочке. Основной акцент делался на золотную вышивку, в создании которой принимали участие женщины самых разных сословий. Самой древней техникой является так называемая техника вприкреп, сочетавшаяся с использованием нашивных шнуров, галунов, тесьмы, кистей, шариков, подвесок.

Узорное плетение применялось во многих областях: из лозы плели ограды, из нее же и камыша, кукурузных стеблей – корзины для фруктов и зерна. Вершина кабардинского искусства – плетение узорных циновок (ардженов), балкарского –кашмоваляние, изготовление узорчатых войлочных ковров (кийизов).

У народов, с незапамятных времен, занимающихся скотоводством, не могла не быть развита художественная обработка кожи (обувь, кисеты, кошельки, атрибуты воинского снаряжения и конской сбруи и пр.)

При советской власти возникает и развитие проф. искусства, что привлекло внимание молодой интеллигенции, часть которой недооценивала значение многовековых художественных традиций. Однако в результате дальнейшего роста нац. культуры значение как традиций, так и широкого народного творчества стало очевидным.

Рассматривая творчество народных мастеров в современных условиях, следует выделить ряд моментов. Некоторые из видов народного искусства сохраняют свои национальные формы (плетение циновок, изготовление кийизов, резьба по камню, связанная с надгробьями и пр.). Здесь поле деятельности мастеров существенно расширилось, получило общественную, правовую, экономическую поддержку.

Сохранение живой преемственности мастерства, развитие как основы культуры, и прежде всего в селе, стало предметом заботы государства. Особое возрождение получило плетение циновок, корзин, изготовление кийизов, золотное шитьё, резьба по дереву и камню.

В настоящее время по всем видам ДПИ в республике работает большое количество высокопрофессиональных мастеров.

автор: профессор, доктор
искусствоведения Б.Мальбахов